Неточные совпадения
Клим Иванович Самгин легко и утешительно думал не об искусстве, но о жизни, сквозь которую он шел ничего не теряя, а, напротив, все более приобретая уверенность, что его
путь не только правилен, но и героичен, но не умел или не хотел — может быть, даже опасался — вскрывать
внутренний смысл фактов, искать в них единства.
А у него этого разлада не было.
Внутреннею силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с волей — и совершает свой
путь безупречно, все стоит на той высоте умственного и нравственного развития, на которую, пожалуй, поставили его природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
И для борьбы с
внутренней тьмой необходима мобилизация всего духа, избравшего
путь света.
Тот, кто находится внутри, в самой глубине европейского процесса познания, а не со стороны благоговейно на него смотрит, постигает
внутреннюю трагедию европейского разума и европейской науки, глубокий их кризис, мучительную неудовлетворенность, искание новых
путей.
Думаю, что мучительный религиозный
путь связан не только с моими
внутренними противоречиями, но и с острым чувством зла и безмерностью моей любви к свободе.
Разъезжая по своим делам по Ключевой, Луковников по
пути завернул в Прорыв к Михею Зотычу. Но старика не было, а на мельнице оставались только сыновья, Емельян и Симон. По первому взгляду на мельницу Луковников определил, что дела идут плохо, и мельница быстро принимала тот захудалый вид, который говорит красноречивее всяких слов о
внутреннем разрушении.
Утверждение свободы
внутренней, свободы духа, свободы во Христе не может не вести к творческому перерождению всего общества и всей природы, к творчеству истории как
пути к спасению и избавлению от зла и страданий.
Бесплодие и пустынность философского критицизма с его отвлеченно-призрачным самопогружением в субъект, с ненужной апологетикой науки, мелочные разногласия этой неосхоластики, искание гносеологии без предпосылок и грубый догматизм всех этих критических гносеологий — все это указывает на
внутреннюю неизбежность перехода на новый
путь.
Бессилие решить проблемы реальности, свободы, личности или ложное решение этих проблем — верный показатель плохих качеств философии, ее
внутренней импотенции, ложности избранного ею
пути.
Но и, кроме того, у Анны Марковны, довольно ограниченной умом и не особенно развитой, было какое-то удивительное
внутреннее чутье, которое всю жизнь позволяло ей инстинктивно, но безукоризненно избегать неприятностей и вовремя находить разумные
пути.
В состав первого должны были войти нынешние министерства: финансов, народного просвещения и
путей сообщения; в состав второго — министерства:
внутренних дел и юстиции, а также государственный контроль.
— Но как же основать всеобщую
внутреннюю церковь, как не этим
путем? — кипятился он. — Пусть каждый ищет Христа, как кто умеет!
— По мнению мистиков, для уразумения бога, кроме откровения, существует в человеке
внутреннее сознание божества, которое каждый из нас может развивать в себе силою созерцательного чувствования: русские масоны по преимуществу избрали для себя
путь уединения,
путь жизни аскетов; но, по-моему, это —
путь слишком аристократический и вместе с тем мрачный; он пригоден для людей, нежно и деликатно воспитавших свое тело; тогда как есть еще гораздо большая масса людей, у которых тело могучее духа…
Вот некоторые черты верности и покорности к судьбам божиим сего незабвенного для нас мужа; но кто может исследовать
внутренние опыты и кресты, им пройденные, кои господь употребляет, яко сильнейшее средство к утверждению по
пути, ведущему к нему?
— Без всяких масонских одежд!.. Это нужно для начинающих, а Сусанна Николаевна, слава богу, достаточный
путь прошла: ей нужен
внутренний смысл, а не символы!.. Вы испытайте ее как можно строже, и если она достойна будет принятия, удостоверьте это, а если нет, отвергните!
Рассуждение о сем важном процессе пусть сделают те, кои более или менее испытали оный на самих себе; я же могу сказать лишь то, что сей взятый от нас брат наш, яко злато в горниле, проходил
путь очищения, необходимый для всякого истинно посвятившего себя служению богу, как говорит Сирах [Сирах — вернее, Иисус Сирахов, автор одной из библейских книг, написанной около двух столетий до нашей эры.]: процесс сей есть буйство и болезнь для человеков, живущих в разуме и не покоряющихся вере, но для нас, признавших
путь внутреннего тления, он должен быть предметом глубокого и безмолвного уважения.
Страсти и слабости, обыкновенно затмевая
внутренний свет, ведут нас в ослеплении по неизвестным
путям, и если бы невидимая рука не путеводствовала нас, мы бы давно погибли».
В этих
внутренних собеседованиях с самим собою, как ни запутано было их содержание, замечалось даже что-то похожее на пробуждение совести. Но представлялся вопрос: пойдет ли Иудушка дальше по этому
пути, или же пустомыслие и тут сослужит ему обычную службу и представит новую лазейку, благодаря которой он, как и всегда, успеет выйти сухим из воды?
Исполнение учения — только в движении по указанному
пути, в приближении к совершенству
внутреннему — подражания Христу, и внешнему — установления царства божия.
Всякое состояние по этому учению есть только известная ступень на
пути к недостижимому
внутреннему и внешнему совершенству и потому не имеет значения. Благо только в движении к совершенству, остановка же на каком бы то ни было состоянии есть прекращение блага.
Недаром в продолжение 18 веков лучшие люди всего христианского человечества,
внутренним, духовным
путем познав истины учения, свидетельствовали о них перед людьми, несмотря ни на какие угрозы, лишения, бедствия и мучения. Лучшие люди эти своим мученичеством запечатлевали истинность учения и передавали его массам.
Разъяснить эту обстановку факта, определить
путь, которому он должен следовать, не извращая своего
внутреннего смысла, — все это уже совсем не утопия, а именно та самая почва факта, на которой он стоит в действительности.
Казалось, благоденствие должно было водвориться в государстве прочно и невозмутимо; в народе должно было утвердиться довольство; с каждым годом все должно было улучшаться и совершенствоваться силою
внутреннего, самобытного развития; не предстояло, по-видимому, ни малейшей нужды в уклонении от прежнего
пути; тем менее могла представляться надобность в каких-нибудь преобразованиях.
Но стоит раз обратиться истории на этот
путь, стоит раз сознать, что в общем ходе истории самое большое участие приходится на долю народа и только весьма малая Доля остается для отдельных личностей, — и тогда исторические сведения о явлениях
внутренней жизни народа будут иметь гораздо более цены для исследователей и, может быть, изменят многие из доселе господствовавших исторических воззрений.
Как бы человек ни считал себя занимающимся одними фактами,
внутренняя необходимость ума увлекает его в сферу мысли, к идее, к всеобщему; специалисты выигрывают упорным непослушанием только то, что, вместо правильного
пути поднятия, они блуждают в странной среде, которой дно — факты без связи, а верх — теоретические мечтания без связи.
Он всеобщего знать не хочет; он до него никогда не поднимается; он за самобытность принимает всякую дробность и частность, удерживая их самобытность: специализм может дойти до каталога, до всяких субсумаций, но никогда не дойдет до их
внутреннего смысла, до их понятия, до истины наконец, потому, что в ней надобно погубить все частности;
путь этот похож на определение
внутренних свойств человека по калошам и пуговицам.
Внутренняя безопасность, полезные заведения, удобность
пути для сообщения людей, соединение рек, наконец, самое великолепие Двора, изображающего величие народа, — одним словом, все предметы государственных расходов имеют в предмете общую пользу (575–579).
У поляка во
внутренней жизни все было кончено, решено, он шел своим
путем, не возвращаясь к точке отправления, не подвергая всякий шаг беспрерывной критике, не пытая его сомнением.
У него в гостинице и на почте закуплены слуги, чтобы извещать его, когда по городу проезжает какой-нибудь сановник, генерал
внутренней стражи, генерал
путей сообщения, ревизующий чиновник не ниже пятого класса.
В первой половине девятнадцатого века опухоли яичников у женщин лечились
внутренними средствами; попытки удалять опухоли оперативным
путем посредством вскрытия живота (овариотомия) кончались так печально, что, пиши я свои записки полвека назад, я привел бы эти попытки в виде примера непростительного врачебного экспериментирования на людях.
Святость не в лесах, не на небе, не на земле, не в священных реках. Очисти себя, и ты увидишь его. Преврати твое тело в храм, откинь дурные мысли и созерцай бога
внутренним оком. Когда мы познаем его, мы познаем себя. Без личного опыта одно писание не уничтожит наших страхов, — так же как темнота не разгоняется написанным огнем. Какая бы ни была твоя вера и твои молитвы, пока в тебе нет правды, ты не постигнешь
пути блага. Тот, кто познает истину, тот родится снова.
Это работа зародыша, готового развиться, работа любви, которая снимет грех с мира, оживит слабеющую жизнь, утешит огорченных, разобьет оковы заключенных, откроет народам новый
путь жизни,
внутренний закон которой будет уже не насилие, а любовь людей друг к другу.
Ими установляется законность и неустранимость церковного предания, этой утверждающейся кафоличности, иначе говоря, намечается
путь к положительной церковности: религии не сочиняются по отвлеченным схемам одиноким мыслителем, но представляют собой своеобразный религиозно-исторический монолит или конгломерат, имеющий
внутреннюю связность и цельность.
Бог, как Трансцендентное, бесконечно, абсолютно далек и чужд миру, к Нему нет и не может быть никаких закономерных, методических
путей, но именно поэтому Он в снисхождении Своем становится бесконечно близок нам, есть самое близкое, самое интимное, самое
внутреннее, самое имманентное в нас, находится ближе к нам, чем мы сами [Эту мысль с особенной яркостью в мистической литературе из восточных церковных писателей выражает Николай Кавасила (XIV век), из западных Фома Кемпийский (О подражании Христу).
И «наука всех наук», «духовное художество» аскетики, ставит перед человеком прямо эту задачу создания «
внутреннего человека», обретения своей подлинной сущности
путем длинной и мучительной работы над самим собой, духовно-художественным подвигом.
Внутренний же голос (я не могу думать иначе), из уст моего отца, сказал мне
путь, которым я должна была идти, чтобы чем-нибудь облегчить судьбу того, которого я все-таки жалела.
К счастию для русского искусства и к чести для наших писателей, художественное чутье их не позволило им увлечься на вредный
путь фальшивого эффектничанья, а обратило их на второй из указанных
путей, и при «бедности содержания» у нас появились произведения, достойные глубокого внимания по высокой прелести своей жизненной правды, поэтичности выведенных типов, колориту
внутреннего освещения и выразительности обликов.
Этот
путь лежит в глубине существования, на этом
пути происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком, с
внутренним существованием мира, это
путь не объективных сообщений, а экзистенциальных общений.
Смерть не есть прекращение
внутреннего существования личности, а прекращение существования мира, другого для личности, к которому она выходила в своем
пути.
Прохождение философского познания через раздвоение и критическую рефлексию было неизбежно — таков был
путь европейской философии, ее
внутренняя драматическая судьба.
Я забежал вперед, чтобы сразу выяснить процесс того
внутреннего брожения, какое происходило во мне, и оттенить существенную разницу между дерптской эпопеей героя романа"В путь-дорогу"и тем, что сталось с самим автором.
Буржуазность борется со страданием
путем угашения
внутренней жизни и все большей объективации человеческого существования.
Этот процесс внедрения духа вовне означает
внутренний момент духовного
пути, означает лишь состояние духовности.
Более он не появлялся в доме, хотя Агаша утверждала, что во
внутренних апартаментах княжны, когда ее сиятельство остается одна и не приказывает себя беспокоить, слышны голоса и разговоры, и что среди этих таинственных посетителей бывает и загадочный странник. Кто другие таинственные посетители княжны и каким
путем попадают они в дом, она объяснить не могла. Дворовые верили Агаше и таинственно качали головой.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в божественность мира, во
внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в
пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла, трансцендентного и имманентного.
Глубже, эзотеричнее переживание
внутреннего расщепления в божественной жизни, богооставленности и богопротивления как жертвенного
пути восхождения.
Это
внутренняя трагедия единой человеческой судьбы, единого человеческого духа, раскрывающегося лишь с разных сторон в различные моменты своего
пути.
Всякий
путь ввысь жертвен и предполагает
внутреннюю духовную работу совлечения с себя ветхого Адама.
Вместе с этим-то страхом обнаружения преступления стали появляться и угрызения совести по поводу его совершения. Молодая девушка всячески старалась успокоить себя, представить себя жертвой Никиты,
путем угрозы заставившего ее принять участие в его преступлении. Это было плохое успокоение.
Внутренний голос делал свои разумные возражения.
Позитивизм был крайним выражением стремления не только постигнуть мир внешним
путем, уходящим как можно дальше от
внутреннего человека, но и самого человека поставить в ряд внешних вещей мира.